Пластинка месяца

George Michael
Faith

1200 руб.














АКЦИЯ: При покупке виниловых пластинок на сумму от 4000 Р. доставка бесплатно!

Led Zeppelin

Led Zeppelin — британская рок-группа, образовавшаяся в сентябре 1968 года в Лондоне, Англия, и признанная одной из самых успешных, новаторских и влиятельных в современной истории. Создав собственное звучание (для которого были характерны утяжелённый гитарный драйв, оглушающее звучание ритм-секции и пронзительный вокал), Led Zeppelin стали одной из ведущих групп хард-рока, сыграли основополагающую роль в становлении хэви метал, свободно интерпретируя фолк- и блюз-классику и обогащая стиль элементами других музыкальных жанров (рокабилли, рэгги, соул, фанка, кантри). Именно Led Zeppelin (согласно Allmusic), отказавшись от выпуска синглов, заложили основу понятия «альбомный рок».


 

Led Zeppelin остаются одной из наиболее успешных групп в рок-музыке: общемировой тираж их альбомов превышает 300 миллионов, 112 миллионов было продано в США (четвёртое место). Десять альбомов Led Zeppelin поднимались на вершину Billboard 200.

Led Zeppelin занимают первое место в списке VH1 «100 Величайших артистов хард-рока». Журнал Rolling Stone признал их «самой тяжёлой группой» и «лучшей группой 70-х» В 1995 году Led Zeppelin были введены в Зал славы рок-н-ролла, в 2005 году получили Грэмми за выдающийся вклад в музыкальное развитие (англ. Grammy Lifetime Achievement Award), в мае 2006 года — Polar Music Prize, музыкальный аналог Нобелевской премии

 

«Led Zeppelin» — первый альбом британской рок-группы Led Zeppelin, записанный в октябре 1968 года в лондонской Olympic Studios и выпущенный Atlantic Records 12 января 1969 года. Первоначально альбом собрал, в основном, негативные отзывы прессы, но имел большой коммерческий успех и впоследствии был высоко оценен рок-критиками. Дату выпуска альбома, 12 января 1969 года, журнал Kerrang! в специальном выпуске отметил как день рождения хеви-метала

"Свинцовый дирижабль" - дебютный альбом одноименный названию английской группы Led Zeppelin, записанный в октябре 1968 в Olympic Studios, Лондон и выпущенный 12 января 1969 года фирмой Atlantic Records. 'Led Zeppelin' представлял собой в музыкальном плане смесь блюза, фолка и восточных влияний с тяжелым роковым звучанием - совместный плод усилий всех четверых участников группы. В то время как критики встретили альбом по большей части негативно, альбом Led Zeppelin имел невероятный успех у публики, так что с годами критика его сделалась более позитивной. Альбом Led Zeppelin завоевал огромное количество поклонников по обе стороны Атлантики своим уникальным тяжелым металическим звучанием, которое прочно вошло в современную Led Zeppelin контркультуру. Led Zeppelin стали супергруппой с первого же своего альбома. Журнал Rolling Stone, в 1969 году обозвавший дебют Led Zeppelin пародией на Jeff Beck Group, а Планта "таким же пустым пижоном как Род Стюарт, но не таким возбуждающим", в 2003 году поместил этот альбом на 29-ое место в своем списке 500 самых лучших альбомов всех времен.

Оформление

На обложке Led Zeppelin изображен черно-белый снимок аппарата Hindenburg через несколько секунд после воспламенения. Обложку выбрал Пэйдж, и смысл она несла в себе тот же, что и название группы. Согласно одной версий, когда Пейдж, Джефф Бэк, Кейт Мун и Джон Энтвистл обсуждали идею сформировать собственную группу, Мун пошутил: «она наверное рухнет, как свинцовый воздушный шар», а Энтвистл поправил: «Свинцовый дирижабль»!

На обороте конверта была помещена фотография участников группы, сделанная бывшим участником Yardbirds Крисом Дрейа. Общее руководство над оформлением взял на себя Джордж Харди, с которым группа продолжала сотрудничать и в дальнейшем. Харди вспоминал, что предложил группе дизайн, основывавшийся на старом клубном символе в Сан-Франциско — фалический цеппелин в облаках. Пэйдж отклонил этот вариант, но сохранил его для логотипа который был использован на обложках двух первых альбомов а также в некоторых рекламных плакатах.

В течение нескольких первых недель после выпуска альбома в Великобритании на обложке находились и название группы, и логотип Atlantic в бирюзовом цвете. Позже в том же году последний был заменен на оранжевый символ и с тех пор первые экземпляры с бирюзовым знаком считаются коллекционной редкостью.

Обложка альбома оказалась в центре общественного внимания после того, как в феврале 1970 группа в Копенгагене выступила под названием The Nobs после того, как Ева фон Цеппелин (родственница создателя цеппелина) увидев изображение дирижабля в огне пригрозила через суд добиться отмены концерта группы. В 2001 году Грег Кот в Rolling Stone писал: «Образ идеально отразил дух музыки внутри этого конверта: секс, катастрофа и сплошные взрывы»

ИСТОРИЯ ПЕРВОГО АЛЬБОМА

Начало Led Zeppelin уходит корнями в легендарную английскую блюзовую группу The Yardbirds, из которой вышло три величайших рок-гитариста - Эрик Клэптон, Джефф Бэк и Джимми Пэйдж. Пэйдж пришел в The Yardbirds в 1966 играть на басу взамен ушедшего басиста Пола Сэмуэлла-Смита. Вскоре Пэйдж перешел на лидер-гитару, составив двойной гитарный фронт с Джеффом Бэком. После ухода Бэка в октябре 1966, The Yardbirds, утомленные бесконечными гастролями и записями, стали распадаться.

В то время Пэйдж подумывал создать супергруппу, в состав которой вошли бы кроме него Джефф Бэк и ритм-секция группы The Who - талантливейшие музыканты - барабанщик Кит Мун и басист Джон Энтуистл. В качестве вокалистов для группы рассматривались такие личности, как Донован, Стив Уинвуд (Spencer Davis Group, Traffic и др.) и Стив Марриотт (Small Faces, Humble Pie). Группа так и не была создана, но Пэйдж, Бэк и Мун сделали попытку, вместе записав в 1966 песню "Beck's Bolero", которая попала позже на альбом Бэка Truth (1968). В той записи также принимал участие басист-клавишник Джон Пол Джонс, который сказал тогда Пэйджу, что с удовольствием поучавствует в его будущих проектах.

The Yardbirds сыграли свой последний концерт в июле 1968 и разошлись. Однако у группы еще оставались контрактные обязательства, по которым группа должна была дать еще несколько концертов в Скандинавии. Барабанщик Джим Маккарти и вокалист Кит Релф, покидая команду, передали Пэйджу и басисту Крису Дрежа право носить название The Yardbirds, с тем чтобы они выполнили контрактные обязательства. Пэйдж и Дрежа стали набирать новый состав.

Первым кандидатом на роль вокалиста был Терри Рид (Terry Reid). К тому времени Рид, выступавший и записывавшийся сольно, успел прославиться, выступая на разогреве у Cream, Jethro Tull, Fleetwood Mac и других именитостей. Пэйдж предложил Риду стать вокалистом новой группы The New Yardbirds, но Рид уже был связан контрактом с The Rolling Stones, которых он должен был разогревать в американском турне 1969 года. Рид великодушно порекомендовал тогда одного юного певца из Бирмингема по имени Роберт Плант, который впечатлил его своим пением, выступая однажды перед его концертом со своей группой Band of Joy. Курьезная судьба у Терри Рида. Не попав таким образом в состав будущей легендарной группы Led Zeppelin, он вскоре отклонил и другое звездоносное предложение - от Deep Purple, когда они искали замену Роду Эвансу и нашли себе, в конце концов, Иэна Гиллана.

Роберт Плант, войдя в состав новой группы, тут же порекомендовал в ударники Джона Бонэма, жившего неподалеку от Бирмингема. Когда состав набрался, Дрежа вдруг решил уйти из музыки и переквалифицироваться в фотографы. (Что вскоре даст свои плоды - именно он сделал фото музыкантов Led Zeppelin, помещенное на обратной стороне дебютного альбома.) Когда возникла вакансия басиста, Джон Пол Джонс, по настоянию своей жены, связался с Пэйджем, предложив свои услуги. Пэйдж имел самые наилучшие рекомендации о Джонсе, так что тот был без проблем принят.

Группа впервые собралась вместе в небольшой комнате, находившейся над магазином пластинок на Gerrard Street в Лондоне. Пэйдж предложил всем сыграть старую добрую рок-н-ролльную песенку 1950-х годов "Train Kept A-Rollin", которой The Yardbirds дали новую жизнь. "Как только я услышал игру Джона Бонэма," - вспоминал Джонс, - "я понял, что собирается нечто грандиозное... Мы сошлись как команда моментально." Спустя некоторое время, группа сыграла вместе у P. J. Proby, в последний день записи его альбома Three Week Hero. Песня "Jim's Blues" с этого альбома - первая совместная запись всех четверых участников будущего Led Zeppelin. Затем группа исполнила все предыдущие обязательства и, под названием The New Yardbirds, провела гастроли по Скандинавии. Первый совместный концерт перед публикой они дали 7 сентября 1968 в Gladsaxe Teen Club в Гладсаксе - небольшом пригороде Копенгагена, Дания.

Вернувшись с гастролей домой, музыканты решили сменить название, ибо новые идеи группы никак не вязались со старым именем прославленной, но ушедшей в прошлое группы The Yardbirds. Существует ставшая уже легендарной версия, откуда взялось имя Led Zeppelin. Говорят, что Кит Мун и Джон Энтуистл из The Who, высказались, дескать предполагаемая супергруппа, состоящая из них, Джимми Пэйджа и Джеффа Бэка полетит, как "свинцовый дирижабль" - "lead zeppelin" (произносится "Лэд Зепплин"). Вообще-то Энтуистл обычно называл таким эпитетом неудачные концерты. Потом группа выбросила букву "a" из "Lead" по совету их менеджера Питера Гранта, который сказал: "иначе толстые американцы будут произносить это как "Leed" (то есть "Лид"). Так осталось Led Zeppelin.

Быстрый путь к успеху новой группы объясняется не только мастерством и творческими способностями музыкантов. Можно смело утверждать, что Питер Грант для Led Zeppelin был больше, чем Брайан Эпстайн для The Beatles. Грант был менеджером еще у The Yardbirds, на последнем этапе их существования, да так и остался менеджером уже нового состава, набранного Пэйджем. Он пришел в The Yardbirds слишком поздно, чтобы спасти группу, но успел набраться полезного опыта, который позже помог ему вознести на вершину музыкального Олимпа Led Zeppelin.

Приверженность Гранта к Led Zeppelin и его вера в успех были так велики, что он даже не заключал с ними контракт, как положено, юридически. Между ними существовало лишь джентльменское соглашение. В 1968 году Грант заключил для никому еще неизвестной группы очень выгодный контракт с фирмой Atlantic Records, согласно которому группа сама решала, когда выпускать альбомы, когда устраивать турне, каким образом продвигать каждую пластинку и какие песни выпускать на синглах. Группа также принимала окончательное решение по поводу содержания и дизайна каждого альбома. Ко всему прочему, в ноябре 1968 Гранту удалось выхлопотать у Atlantic Records аванс в размере 200 000 долларов - беспрецендентный шаг по отношению к новой, еще никому неизвестной группе.

В связи с этим нельзя не упомянуть еще одного человека, сыгравшего большую роль в фортуне Led Zeppelin. Этот человек был сын турецкоподданного, а точнее посла Турции в США и звали его Ахмет Эртеган. Собравший с детства коллекцию свыше 15 тысяч пластинок джаза и блюза, знакомый лично с Дюком Эллингтоном и другими мастерами джаза, он основал еще в 1947 году в Нью-Йорке независимую записывающую компанию Atlantic Records. Компания специализировалась на записи джаза, соул и R&B и, за годы своего существования открыла немало талантов. В конце 1960-х Atlantic Records заинтересовалась британским прогрессивным роком. Ахмету достаточно было послушать демо-запись Led Zeppelin, чтобы понять, какой успех их ожидает. Именно он подписал с Грантом на пять лет этот выгодный для группы контракт и впоследствии был с лихвой вознагражден за такой аванс.

С тех пор в мире было продано около 200 миллионов альбомов Led Zeppelin, из них только в США 111 млн.. Каждый альбом побывал в Top10 Биллборда, а шесть из них были №1 в этом списке. Год спустя после смерти Эртегана, в 2007 году Led Zeppelin собрались вместе, после 27-летнего перерыва, исключительно ради одного эксклюзивного концерта в Лондоне памяти Ахмета Эртегана.

Сменив название, группа направилась в лондонскую студию Olympic записывать свой дебютный альбом. Причем, произошло это еще до подписания контракта с Atlantic Records, и альбом писался исключительно за свой счет. Платили Пэйдж и Питер Грант. Как объяснил в интервью 1990 г. Пэйдж, они взяли финансирование альбома на себя, чтобы гарантировать себе творческую свободу, по принципу "кто платит, тот и заказывает музыку". "Я хотел полного контроля над творческим процессом, потому что я точно знал что делать с этими парнями. Это факт, я финансировал и полностью записал альбом еще до того, как мы пошли в Atlantic... С нами не произошла типичная история, когда получают аванс, чтобы записать альбом - мы пришли в "Атлантик" уже с пленками на руках... Реакция "Атлантик" была более, чем положительной - я имею в виду они сразу подписали нас, не так ли?" - вспоминал Пэйдж.

Вся работа над альбомом, включая его сведение, заняла не больше 36 часов студийного времени (на протяжении нескольких недель). Пэйдж запомнил эту точную цифру, потому что сам оплачивал счет студии. Счет составил всего 1782 фунта стерлингов. Специалист по Led Zeppelin, их биограф Дэйв Льюис писал, что в истории музыки мало примеров подобной быстрой записи альбома, "разве что Битлз, у которых ушло 12 часов на запись их первого альбома на Абби Роуд. Дебютный альбом Led Zeppelin принес им 3,5 миллиона фунтов стерлингов (7 млн. долларов) - это в 20 000 раз больше, чем они вложили!"

Причина столь быстрой записи была в том, что весь материал альбома был давно отрепетирован и обкатан на скандинавских гастролях группы еще под названием The New Yardbirds. В их репертуар тогда входили, помимо старых песен The Yardbirds, собственные песни "Communication Breakdown", "I Can't Quit You Baby", "You Shook Me", "Babe I'm Gonna Leave You" и "How Many More Times". По словам Пэйджа: "группа сделала аранжировки во время турне по Скандинавии в сентябре 1968, а я знал, какое нам нужно звучание. Поэтому все произошло невероятно быстро."

В этом альбоме Пэйдж играл на гитаре Фендер Телекастер, имевшей психоделическую раскраску. Эту гитару ему подарил в 1965 году Джефф Бэк, друг с детства, когда Пэйдж порекомендовал Бэка группе The Yardbirds в качестве замены ушедшего Эрика Клэптона. Эта гитара сильно отличается от тех, которые Пэйдж предпочитал в последующих альбомах (особенно Gibson Les Paul). Пэйдж играл на этом Телекастере через усилитель Supro. В акустических песнях Пэйдж играл на Gibson J-200, позаимствованной у сессионного гитариста Биг Джима Салливана, который играл у Тома Джонса.

Альбом продюссировал сам Пэйдж с помощью инженера Глина Джонса, который имел опыт работы со всеми корифеями рок-музыки: The Beatles, The Rolling Stones и The Who. 'Led Zeppelin' записан на аналоговом 4-дорожечном аппарате, что придало записи ее теплое звучание. Согласно Пэйджу, "Первый альбом - это лайв-альбом, он действительно записан живьем. На нем есть наложения, но в основном все писалось вживую." Пэйдж использовал естественную среду помещения для лучшей реверберации и общей фактуры записи, продемонстрировав новаторство в звукозаписи, которому он научился, работая сессионным музыкантом.

Практически до самого конца 1960-х большинство музыкальных продюссеров устанавливали микрофоны для записи прямо перед усилителями и ударными инструментами. При записи 'Led Zeppelin' Пэйдж устанавливал еще дополнительные микрофоны на некотором расстоянии от усилителя (приблизительно шесть метров), а потом записывал баланс между двумя микрофонами. Пэйдж стал одним из первых продюссеров, применяющих технику "звучания среды" ("ambient sound") с использованием естественной задержки звука, происходящей благодаря расстоянию между двумя микрофонами.

Другая особенность в звучании альбома - эффект "просачивания" голоса Роберта Планта на другие дорожки. В интервью журналу Guitar World в 1998 году Пэйдж вспоминал, что "у Роберта был чрезвычайно мощный голос, в результате, он просочился на другие дорожки. Однако странным образом, это просачивание звучит так, будто его добивались нарочно." В песне "You Shook Me" Пэйдж применил эффект "обратного эха", когда эхо слышится не после главного звука, а предшествует ему. Это делалось с помощью переворачивания пленки и записи эха на свободной дорожке, затем пленку переворачивали обратно, таким образом эхо шло впереди главного сигнала.

Хотя Led Zeppelin везде называют основателями жанра "хэви-метал", сам Роберт Плант полагает, что это нечестно считать хэви-металлической группу, добрая треть музыки которой акустическая.

Альбом 'Led Zeppelin' был одним из первых альбомов, выпущенных только в стерео варианте. В то время все альбомы, как правило выпускались как в стерео, так и в моно версиях.

ОБЛОЖКА

Лицевая сторона альбома представляет знаменитую фотографию горящего дирижабля "Гинденбург". Этот дирижабль (или Цеппелин, как их называли по фамилии конструктора графа Фердинанда фон Цеппелина), названный в честь президента Германии Пауля фон Гинденбурга, был флагманом пассажирского воздушного флота Германии, и до сих пор остается самым большим летательным аппаратом, какие только производились в мире. Он потерпел крушение в штате Нью-Джерси по причине пожара, случившегося 6 мая 1937 года во время первого Северо-Американского трансатлантического круиза.

Это изображение как ничто иное отражало первоначальную идею названия "Свинцовый дирижабль". Когда Пэйдж, Джефф Бэк, Кит Мун и Джон Энтуистл обсуждали идею создания группы, Мун пошутил: "Она наверно полетит вниз, как свинцовый воздушный шар", а Энтуистл добавил: "как какой-то Свинцовый дирижабль!" ("...a Lead Zeppelin!"). Очень скоро эта обложка вызвала огромную шумиху в прессе, когда Led Zeppelin поехали в феврале 1970 на гастроли в Копенгаген. Жившая там аристократка фрау Ева фон Цеппелин, родственница создателя дирижабля, грозила подать в суд на группу. Как рассказывал Пэйдж, Ева фон Цеппелинугрожала судом еще после их первого концерта в Копенгагене, состоявшегося в октябре 1969. Она требовала запретить музыкантам использовать имя Цеппелина в названии, пыталась (безуспешно) отменить их выступление на датском телевидении и обзывала музыкантов "визжащими обезьянами".

В качестве жеста доброй воли группа пригласила даму встретиться с ними в телестудии. Встреча прошла очень сердечно, отношения вроде бы уладились. И тут после встречи, аристократке попалась на глаза обложка дебютного альбома, изображающая погибающий "Гинзбург" - болезненный момент в истории семьи Цеппелинов. Как вспоминал Пэйдж: "Она просто взорвалась, когда увидела эту обложку! Мне пришлось бежать и прятаться от нее. Она просто вышла из себя от ярости."

Верный Питер Грант, как всегда готов был грудью броситься на защиту родной группы, однако музыканты сами решили умиротворить аристократку, временно сменив название Led Zeppelin. Датская пресса, подхватив игру, придумала ироническое Ned Zeppelin, где "Ned" по датски означает "Вниз". После небольшого обсуждения, Грант и Пэйдж утвердили название The Nobs - каламбур, обыгрывавший фамилию их европейского промоутера Клода Нобса. "Nob" в разговорном английском означает "шишка", в смысле "важная персона". Вся эта история со сменой названия сыграла благоприятную роль для старта карьеры Led Zeppelin, ибо привлекла к новой группе мировое внимание. Прибавили симпатий к группе их остроумие и находчивость в столь тонкой ситуации.

Великолепное фото - одно из лучших группы - на обратной стороне обложки было сделано бывшим согруппником Пэйджа в The Yardbirds Крисом Дрежа. Общий дизайн конверта создал Джордж Харди, с которым Led Zeppelin продолжили сотрудничество при оформлении последующих альбомов. Поначалу Харди предложил поместить на обложку изображение дирижабля в виде фаллоса в облаках, взятое из одного старого клуба в Сан-Франциско. Пэйдж отверг эту идею, однако этот фаллический дирижабль остался в качестве маленького логотипа внизу на обратной стороне обложки, а также фигурировал первое время в рекламных объявлениях Led Zeppelin. Первые несколько недель после выпуска конверты печатались с названиями Led Zeppelin и Atlantic, выведенными бирюзовыми буквами, позже цвет сменили на оранжевый. Теперь эти конверты с бирюзовыми (turquoise) надписями представляют большую коллекционную ценность.

ВЫХОД В СВЕТ

Итак, Led Zeppelin начали свою звездную карьеру, подготовленные к этому во всех отношениях. Была даже заблаговременно создана собственная фирма для контроля за автораскими правами - Superhype. Группа пустилась в свое первое турне под именем Led Zeppelin еще до выхода альбома. Их дебютное выступление в Соединенном Королевстве произошло 25 октября 1968 в Университете Суррея, в городе Гилфорд, графство Суррей. Дебютный концерт в США был дан 26 декабря 1968 в г. Денвер, штат Колорадо, а оттуда Led Zeppelin продолжили турне в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и других городах Западного побережья, так что выпуск дебютного альбома в январе 1969 застал Led Zeppelin в самом разгаре их первого американского турне.

Альбом рекламировался в музыкальной прессе под слоганом "Led Zeppelin — the only way to fly" ("Свинцовый Дирижабль - единственный способ летать"). Критика альбома была преимущественно негативная. Режиссер и сценарист Камерон Крау, бывший в те времена редактором Rolling Stone, объясняет это засильем назойливой рекламы существовавших в то время супергрупп, так что "Led Zeppelin приходилось идти против течения, чтобы доказать свою индивидуальность."

Напротив публика встретила 'Led Zeppelin" с огромным энтузиазмом. Альбом появился в нужное время в нужном месте. Накануне выпуска в США, Atlantic Records разослала несколько сотен промокопий альбома с белыми ярлыками "not for sale" радио диджеям и музыкальным критикам. Альбом оставался 73 недели в хит-параде Биллборда (пик - №10) и 79 недель в британских чартах (пик - №6). Оценки альбома 'Led Zeppelin' разными журналами и телеканалами такие:
журнал Rolling Stone (USA) - №29 в "500 лучших альбомов всех времен"
журнал Q (UK) - №7 в списке "Музыка, которая изменила мир" и №6 в списке "21 альбом, изменившие музыку"
телеканал VH1 (USA) - №44 среди лучших альбомов
газета The Times (UK) - №41 в "100 лучших альбомов всех времен"
журнал Uncut (UK) - №7 в "100 лучших дебютных альбомов"
журнал Classic Rock (UK) - №81 в "100 лучших британских альбомов".

Presence - "Присутствие" - седьмой студийный альбом английской рок-группы Led Zeppelin, вышедший 31 марта 1976 года на Swan Song Records. Альбом был сочинен и записан в тревожное для группы время, когда вокалист Роберт Плант лечился от серьезных травм, полученных в недавней автомобильной катастрофе. Альбом встретил смешанную критику и был менее всего популярным во всей дискографии Led Zeppelin. Правда, сейчас про него это не скажешь, судя по ценам на виниловые экземпляры.

ИСТОРИЯ

Эту историю замечательно описал Сева Новгородцев в своих радиопередачах на Би-Би-Си (передачи 27 ноября и 4 декабря 1987 года):

НАЛОГОВЫЕ ИЗГНАННИКИ

В 75 году в Британии у власти была партия лейбористов, т.е. "Партия Труда", которая богатым не сочувствовала и ввела так называемый "прогрессивный налог", по которому, чем выше были доходы, тем выше был процент подоходных поборов. Дело доходило до того, что в случае очень высоких заработков казна забирала себе более 90 процентов. Известным киноактерам или рок-звездам, зарабатывавшим именно такие деньги, приходилось подчас становиться "налоговыми изгнанниками" (tax exiles), т.е жить за границей и платить налоги там, приезжая на родину не более, чем на полтора месяца в году.

И вот тогда же, в 75 году, в связи с колоссальными гонорарами за пластинки и гастроли, по совету своих счетоводов и делопроизводителей, Led Zeppelin решили провести за кордоном весь финансовый год. Это значило, что каждый день нахождения их в Англии был на учете, включая гастроли и концерты. Неудивительно, что на таких концертах Роберт Плант посвящал композицию Led Zeppelin "In My Time of Dying" (Когда я буду умирать) министру финансов, лейбористу Денису Хили, который ввел эти драконовские законы. Некоторых, особенно барабанщика Джона Бонэма, такое положение угнетало. Он скучал без семьи и, напиваясь пьяным после выступлений, а это бывало частенько, буйствовал еще более обыкновенного.

Над Led Zeppelin как бы сгустилась невидимая туча. "Я чувствую," - сказал тогда Джимми Пейдж, - "как в небе кружат стервятники." Мрачные предчувствия Джимми вскоре сбылись. В июле 75-го, после выступления на фестивале в Монтрё, в Европе, туда приехали подруга Джимми Пейджа Шарлотта, их дочь Скарлет и жена Роберта Планта Морин с двумя детьми. Все они отправились отдыхать на греческий остров Родос. 3-го августа Джимми поехал на Сицилию - там, вроде бы, на продажу был выставлен старый хутор, некогда принадлежавший Алистеру Кроули. Договорились через несколько дней встретиться в Париже.

SICK AGAIN

На следующий день, 4 августа, Морин Плант сидела за рулем маленькой машины Mini Morris, взятой напрокат в местном агенстве, рядом был Роберт Плант, на заднем сиденье - трое детей. Дорога была узкая, проходила по горной местности. Вдруг, машину занесло, Морин не справилась с управлением, автомобильчик покатился под откос и сильно ударился о дерево. У Морин был проломлен череп, сломана тазовая кость, у Роберта - раздроблена лодыжка и локоть, лишь дочка Джимми Пейджа, Скарлет осталась невредимой.

Скорую помощь вызвать было неоткуда, и местный крестьянин доставил их в больницу на своем грузовичке, поездка заняла несколько часов. Морин Плант, по происхождению наполовину индуска, имела редкий тип крови, которого в больнице не нашлось, а бывшая с ней родная сестра не могла дать сколько нужно. Позвонили в Лондон, и администратор Ричард Коул с большим трудом достал частный реактивный самолет и прилетел на остров Родос с двумя английскими специалистами и запасом крови для переливания.

Местные греческие власти начали утверждать, что Морин была пьяна, хотели все это дело расследовать, но Ричард Коул, связавшись с импрессарио в Монтре, получил оттуда крупный телеграфный перевод, откупился от всех, кого надо, и вывез пострадавших сначала в Рим, а оттуда в Англию. Позже Роберт сказал: "Если б тогда не достали денег, чтобы незамедлительно вылететь в Англию, моей жены сегодня бы не было в живых."

Меж тем, сам Роберт пострадал изрядно, большая часть его тела была в гипсе, и ближайшие шесть месяцев ему предстояло провести на больничной койке и в инвалидной коляске. Но - как вы понимаете - он был на положении налогового изгнанника, налогового эмигранта, останься он в английской больнице, ему пришлось бы отдать казне некую шестизначную сумму, поэтому все тот же Ричард Коул связался с компанией British Airways с тем, чтобы вывезти его на остров Джерси, который хоть и у побережья Англии, но ее налоговым законам неподвластен. Роберта Планта привезли в аэропорт на скорой помощи и, поскольку он не мог ни ходить, ни сгибаться, то его как алебастровую статую подняли на самолет виловым автопогрузчиком.

Остальные зеппелиновцы, узнав о происшедшем, приехали на остров Джерси посетить больного. Настроение было мрачное, пришлось отменять не только очень выгодные и интересные американские гастроли, но и гастроли по Южной Америке и Азии. Убытки исчислялись миллионами, впустую уходило драгоценное время.

В то время Led Zeppelin были возможно на самом пике своей популярности. Плант вспоминал про греческую провинциальную больницу: "Я лежал там со страшной болью и пытался согнать с постели тараканов, а парень на соседней койке, пьяный солдатик напевал песню "Океан" из альбома Houses of the Holy." Проведя несколько месяцев в постели, Плант передумал немало дум, которые легли в основу текстов для новых песен. Набравшись сил, он уехал окончательно восстанавливаться в солнечную Калифорнию.

В Лос-Анжделесе Джимми Пейдж и Роберт Плант поначалу остановились в своей излюбленной гостинице, где в былые времена кутили и бесшабашничали, но показалось им там как-то неуютно и чуждо, и они переехали в фешенебельный район Малибу, где на пляже, у самого океана, были сняты для каждого отдельные домики.

Всем тем, что с ним произошло, Роберт Плант был напуган не на шутку. В лондонской музыкальной печати появились предположения, что черная магия и колдовство, которыми увлекался Джимми Пейдж, навлекли беду на семью Роберта Планта, и хотя в частных беседах он уверял друзей, что все это - ерунда, заметили, что он стал суеверным и даже стал говорить, что все разрушительное и отрицательное в песнях Led Zeppelin теперь преследует его. В октябре, во время шторма, у его дома смыло крыльцо, и Роберт Плант всерьез спрашивал у Дэнни Гилдберга - не является ли этому причной плохая карма, вызванная его стихами к песне "Океан". Временами Роберта охватывала депрессия, он мучился угрызениями совести, что семья его становится жертвой какой-то неподвластной, неконтролируемой, невидимой силы.

Джимми Пейдж, занимавший один из домов по соседству, стремился сохранить в полной тайне свое местопребывание и настрого запретил давать кому-либо свой номер телефона. Остальные два участника - барабанщик Джон Бонэм и басист Джон Пол Джонс - прибыли в Лос-Анджелес на репетиции лишь в конце октября: басист только снял пластырь после перелома руки - это случилось с ним тоже в конце августа, а барабанщик Бонзо не хотел приезжать раньше времени, потому что скучал без семьи. В июне у него родилась дочь Зоуи и, по словам администратора Ричарда Коула, "ему было плевать на деньги и успех".

В трезвом виде Бонзо был добряком с несколько провинциальными манерами; грузный и бородатый, но очаровательный, оделявший всех улыбкой, пьяный он мгновенно зверел, ломал и крушил все на своем пути. На репетициях свою агрессию ему удавалось вымещать на барабанной шкуре, но вне репетиции пьяному Бонзо на глаза было лучше не показываться. Как сказал про него Дэнни Голдберг: "Бонзо - это здоровенный дядька с эмоциями шестилетнего ребенка и с инфантильной склонностью к разрушению."

Джон Пол Джонс держался особняком, часто куда-то пропадал без объяснений. "Усли увидишь нашего басиста," - сказал как-то в шутку Джимми Пейдж Дэнни Голдбергу, - "стреляй в него без предупреждения." Вскоре в одной из голливудских студий начались репетиции, причем Роберта Планта привозили на них в инвалидной коляске, и он пел, ерзая внутри своих белых гипсовых доспехов. Зеппелиновское богатство, вернее налоги с него, настигали их и в Америке, приближался час налогообложения, и чтобы избежать его, нужно было менять географию. На запись пластинки решили поехать в Мюнхен, в Германию, в знаменитую студию Джиорджио Мородера MusicLand. По дороге Пейдж и Плант на несколько дней остановились в Нью-Йорке - Роберт к тому времени уже вылез из инвалидной коляски и ходил с палкой. Остальные полетели в Европу.

Бонзо всегда ездил со своим рабочим сцены, своим ординарцем, барабанным денщиком, которого звали Мик Хинтон. Бонзо превратил Хинтона в какое-то подобие себя, и оба даже одевались одинаково: белый комбинезон, ковбойские сапоги, черная шляпа с полями. В самолете сели порознь: Бонзо пошел в салон первого класса, где сиденья стоят вольготно, на них можно вытянуться в полный рост, где подают бесплатно спиртные напитки от пуза, а Хинтон сел сзади, с остальными пассажирами.

За первый же час полета Бонзо высадил две бутылки шампанского, начал шуметь, задевать пассажиров, оскорблять бортпроводника, а потом вырубился и заснул. Весь салон первого класса дружно решил не будить дебошира на обед. Через два часа Бонзо проснулся и обнаружил, что брюки и сиденье под ним мокрые - произошла утечка шампанского из организма. "Хинтон! Хинтон!" - заорал он в задний салон, - "Давай сюда!" И когда Хинтон прибежал, Бонзо шепнул ему на ухо: "Шагай в туалет, прикрой, я - за тобой." Такое, видно, происходило не впервые, потому что в сумке у Хинтона оказалась для Бонзо и смена исподнего и запасные брюки. Потом Джон Бонэм усадил Хинтона на свое подмоченное сиденье, а сам, усевшись в его сухое кресло, снова заснул богатырским сном.

ЗАПИСЬ

На запись седьмой пластинки Led Zeppelin под названием Presence (Присутствие) в ноябре 75 года ушло всего 18 дней. Дело в том, что студия MusicLand, располагавшаяся в обширном подвале гостиницы Arabella, где остановились Led Zeppelin, пользовалась тогда большим спросом: Led Zeppelin были не единственными рок-звездами, годовая зарплата которых походила на телефонные номера. Налоговых изгнанников было много, и все они бронировали себе время у западногерманских мастеров звукозаписи. Следующими за Led Zeppelin должны были записываться Rolling Stones, до их появления в студии оставалось всего две недели.

В прошлом Led Zeppelin были избалованы практически неограниченным временм записи, они раздумывали, экспериментировали, размышляли, иногда даже не делали ничего, пестуя подспудную творческую мысль. На этот раз на подобную роскошь времени не было. По мнению некоторых критиков, обстановка нервного давления и некоторой паники придала пластинке определенный напор и напряжение.

В отведенные две недели уложиться не удалось, Джимми Пейдж связался с Миком Джаггером, объяснил ему обстановку и попросил дать ему два лишних студийных дня. Джаггер согласился. Джимми к тому времени и так был переутомлен - в течение двух недель он работал по 18 часов в сутки, а последние несколько дней он просто перестал спать и проводил в студии круглые сутки, работая на чистой силе воли. "В тот день, когда мы закончили," - вспоминает он, - "в студию пришли Роллинг Стоунз и спросили: как у нас дела - Все в порядке, - ответил я, - мы закончили, спасибо за те два дня. - Все дорожки записали? - удивились они. - Нет, - сказал я им, - не дорожки, а все: эффекты, микширование, короче, все готово. Они были просто поражены."

Роллинг Стоунз записывали тогда на Musicland свой альбом Black and Blue. В интервью журналу Guitar World в 1998 году Пейдж сказал, что в период сведения альбома в Musicland Studios он работал в среднем по 18-20 часов в сутки: "Когда группа записала все свои партии, я и инженер Кит Харвуд микшировали до тех пор, пока не падали спать. Кто первый просыпался - будил другого и мы продолжали работу."

Запись Presence тяжело далась Роберту Планту. Поскольку студия находилась в подвальном помещении, певец испытывал там клаустрофобию и сильно скучал по семье. К тому же он еще не совсем оправился от своих трамв и записывался, преимущественно, сидя в инвалидном кресле: "Весь процесс я провел в кресле-каталке, физически я был никакой. Мне кажется я очень слабо исполнил свои вокальные партии. Звучит устало и вымученно. Самые благодатные вещи в альбоме - "Candy Store Rock" и "Achilles Last Stand". В них такая вдохновляющая ритм-секция... Я злился, бесился на Пейджа и Питера Гранта [менеджера группы] за то, что не мог вернуться к тем, кого любил - к своей женщине и детям. И тогда я задумался: а стоит ли того весь этот рок-н-ролл?"

Еще цитата из Севы Новгородцева: Самые сильные слова на этой пластинке написаны к песне "Nobody's Fault but Mine" (Никто кроме меня не виноват), в которых Роберт Плант открыто признает, что его преследует дьявол, и что ему надо спасать свою душу. "На мне верхом едет обезьянка, вцепившись в спину, мне надо начинать жить по-новому."

Шесть из семи песен альбома - сочинения Пейджа с Плантом, и только авторство "Royal Orleans" приписано всем участникам группы. Это объясняется уединением Планта и Пейджа на пляже Малибу, где они успели написать все эти песни до приезда остальных. С записью этого альбома они решили вернуться к хард-року, как на первом альбоме, вернуться только уже на новом, более сложном уровне. Звучание вернулось к прямолинейным гитарным партиям. Если в предыдущих альбомах тяжелые электрические вещи перемежались с акустическими балладами и изощренной аранжировкой, Presence ориентируется на более упрощенные гитарные риффы и стал первым студийным альбомом Led Zeppelin, в котором совершенно отсутствуют акустические номера, а также клавиши. (Только в "Candy Store Rock" можно едва-едва различить утопленную в сведении акустическую гитару.)

Столь резкой сменой стилистики Presence обязан всем пережитым участниками группы событиям. Как комментировал Пейдж в то время: "По-моему, он отразил все наши тревоги и переживания того периода. В этом альбоме куча спонтанности. Мы пришли в студию фактически ни с чем, и там все просто выплеснулось." Плант выразил похожие мысли: "Это был как плач выживания. Другого такого альбома не будет. Это был плач из глубины, единственное, что мы могли тогда."

Если с предыдущих альбомов, как правило, бралось несколько вещей для концертного репертуара, то с Presence взяли только две: "Achilles Last Stand" (Ахиллесова пята) и "Nobody's Fault but Mine". Их играли в турне 1977 года по США и во всех последующих концертах Led Zeppelin, вплоть до заключительных в 1980 году. "For Your Life" зеппелиновцы сыграли впервые живьем только на легендарном концерте памяти Ахмета Эртегюна 10 декабря 2007 года.

НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА

Presence был завершен 26 ноября 1975 года. На следующий день был День Благодарения - праздник, ежегодно празднуемый в США и Канаде. День, в который принято по традиции воздавать благодарение Богу, друзьям и семье. И Пейдж, сообщая по телефону эту новость на фирму Swan Song Records, предложил так и назвать новый альбом - Thanksgiving - День Благодарения. Но эта идея быстро заглохла в пользу названия "Присутствие", которое выражало существование некоей мощной силы, окружавшей группу по ощущению всех ее участников.

Сева Новгородцев: По мысли зеппелиновцев, название выражало некое сверхчувственное воздействие группы на свою аудиторию, а на самой пластинке оно было представлено небольшим черным обелиском, который появлялся на разных фотографиях - то дома за семейным столом (лицевая сторона обложки), то в классе под рукой у учителя (обратная сторона. Что это был за предмет - оставалось загадкой. Репортеры даже звонили на фирму Swan Song в Лондоне, чтоб узнать, но там отвечали уклончиво, говорили, что даже сами музыканты не знают.

Над внешней и внутренней сторонами конверта поработала студия дизайна Hipgnosis. Это они нарисовали всевозможные картинки, где разные люди в разных ситуациях так или иначе взаимодействуют с этим загадочным черным обелиском. На внутреннем развороте он назван просто "Объект". Он должен был выражать "силу и присутствие" Led Zeppelin.

В аннотации к первой коробке собрания сочинений Led Zeppelin, Джимми Пейдж объяснял так: "У альбома не было рабочего названия. Дизайнер обложки сказал: "Всякий раз когда я думаю об этой группе, мне представляется мощь и сила. Они определенно присутствуют здесь." Такие дела. Он хотел назвать это "Обелиском". Для меня гораздо важнее было то, что скрывалось за обелиском. Обложка на самом деле, очень дурашливая, если честно. Что-то типа стеба над "Космической Одиссеей 2001". По-моему, довольно забавно."

ВЫХОД В СВЕТ

Presence вышел в продажу 31 марта 1976 года, прошло почти полгода после его готовности. Выпуск сильно подзадержался из-за неготовности альбомных конвертов. Альбом побил рекорд предварительных заказов и в Британии стал золотым в первый день продаж. В Америке Presence сразу попал на 24-е место Биллборда, а через две недели возглавил его хит-парад.

Критики приняли альбом достаточно прохладно, а вскоре и тираж сбыта начал падать, и в конце концов, альбом Presence стал первой пластинкой Led Zeppelin, попавшей на прилавки уцененных товаров. Позже Пейдж объяснял это тревожными чувствами, с которыми писался альбом: "Это не простой альбом, чтобы быть доступным каждому... Не простой, чтобы многие его услышали." Со временем однако произошла переоценка Presence как поклонниками группы, так и многими музыкальными критиками, и теперь все кричат о "недооцененности альбома" и т.п. Действительно, "Присутствие" не присутствует ни в одном из многочисленных списков "100 лучших" и "1001 альбом", что ничуть не умаляет достоинств альбома, и всякий любитель не только Led Zeppelin, но и вообще тяжелого рока, несомненно, имеет в своей коллекции этот шедевр.

 

Led Zeppelin II - второй альбом группы Led Zeppelin, вышедший в 1969 и ставший монументальным в истории рока. Здесь они развивают музыкальные идеи, начатые в дебютном альбоме, которые становятся все более популярными и начинают оказывать влияние на всю музыкальную сцену того времени.

Альбом был записан в период между январем и августом 1969-го, в лихорадочный период сплошных гастролей по Европе и Америке. Каждая песня записывалась, микшировалась и продюссировалась в разных студиях Европы и Америки. Сегодня уже само собой считается, что альбом Led Zeppelin II заложил основы, создал шаблоны, по которым развивался хард-рок 1970-х. Такие замешанные на блюзе вещи, как "Whole Lotta Love", "Heartbreaker", "The Lemon Song" и "Bring It on Home" считаются эталонами жанра, когда ключевую роль в песне играет не вокальный припев или куплеты, а определенный гитарный рифф. Такая аранжировка и такие акценты были непривычны в популярной музыке того времени. В этом ключе, альбом оказал огромное влияние на развитие рок-музыки, оказался ранним предвестником хэви-метала и вдохновил массу будущих групп, таких как Van Halen, Guns N'Roses и много других.

Кроме блюза Led Zeppelin II экспериментирует с другими стилями и течениями: мягкая-громкая "What Is and What Should Never Be", баллада "Thank You", "Ramble On" с акустической гитарой Пейджа и ее мистической атмосферой смешивает хард-роковые ассоциации с темами фэнтази, что отчасти ведет свои корни от психоделического рока конца 1960-х, а отчасти вызвано увлечением автора текстов Роберта Планта книгами Дж.Р.Р.Толкиена. Это направление позже достигнет своей кульминации на четвертом альбоме Led Zeppelin (а многочисленные группы последователей позже доведут эту тему до крайней степени абсурда). Инструментальная композиция "Moby Dick" предоставляет ударнику Джону Бонэму широкие возможности для развернутого барабанного соло, которое позже на концертах выльется в более, чем получасовые шоу.

Значительный вклад в альбом сделал гитарист Джимми Пейдж, его гитарное соло в песне "Heartbreaker" станет образцом для подражания многих поколений рок-гитаристов. Его новаторский подход к записи барабанов на таких вещах, как "Ramble On" и "Whole Lotta Love" демонстрирует большое мастерство, изобретательность и оригинальность как продюссера. В этом альбоме, кстати, Пейдж впервые начал играть на своей Gibson Les Paul 1959-го года - гитаре, которая сделает его знаменитым.

Альбом также высветил талант Роберта Планта, как автора, сочинителя песен. На первом альбоме группы в песнях не указывалось авторство Планта, поскольку альбом был записан на Atlantic Records, а Плант в то время был связан сольным контрактом с другой фирмой - CBS Records. Вклад Планта в такие песни, как "What Is and What Should Never Be" и "Ramble On" определил музыкальное будущее Led Zeppelin.

Led Zeppelin II стал первым альбомом группы, в котором показал свое мастерство звукорежиссер Эдди Крамер (Eddie Kramer), чья предыдущая работа с Джимми Хендриксом произвела огромное впечатление на музыкантов Led Zeppelin, особенно на Пейджа. Крамер и Пейдж плотно сотрудничали в звукорежиссерской рубке, срединная часть "Whole Lotta Love" - яркий пример тому. По словам Крамера, "Когда мы сводили центральную часть "Whole Lotta Love", там где творится полный дурдом - это плоды нашего с Джимми порхания над пультом и выкручивания всех ручек, какие там только были."

ОБЛОЖКА

Дизайн делал Дэвид Джанипер, которого группа попросила сделать "что-нибудь интересное". Он взял за основу старую фотографию немецкой военно-воздушной дивизии Jagdstaffel 11 (Исстребительский эскадрон №11) или Jasta 11 времен Первой Мировой войны, которую еще называли "Летучий Цирк", и которую возглавлял легендарный летчик ас аристократ Манфред фон Рихтхофен, по прозвищу Красный Барон. Летучим Цирком и Красным Бароном их прозвали за то, что их самолеты были выкрашены в самые разные яркие цвета, дабы быть легко узнаваемыми в воздушном бою. Оригинал фотографии:




Кстати, немецкие ВВС применяли цеппелины для бомбардирования военных и гражданских целей в Первой Мировой.

Джанипер поджелтил эту фотографию сепией, заменил лица немецких летчиков лицами четверых музыкантов Led Zeppelin, а также их менеджера Питера Гранта и гастрольного менеджера Ричарда Коула. Женщина с белокурыми кудрями на фото - это актриса Глинис Джонс (Glynis Johns), которая играла роль мамы в британском фильме "Мэри Попинс" (1964). Она оказалась здесь потому, что ее имя очень похоже на имя известного английского звукорежиссера Глина Джонса (Glyn Johns). Сюда же добавили известного блюзмена первой половины XX века слепого Уилли Джонсона (Blind Willie Johnson) - второй "офицер" слева.

ВЫХОД В СВЕТ

Альбом вышел 22 октября 1969 с заказанным тиражом 400 тыс. экз. Led Zeppelin II взлетел на 1-е место в США, сбив оттуда (на некоторое время) битловский Abbey Road. Песня "Whole Lotta Love", выйдя синглом, достигла в январе 1970 года 4-го места в Billboard Top 100. Atlantic Records выпустила сингл вопреки воле группы, поскольку длина песни не вписывалась в формат сорокопятки и ее пришлось урезать. Сторона B этого сингла с песней "Living Loving Maid (She's Just a Woman)", также попала в Билбордовский чарт и поднималась до 65-го места.

Альбом в США стал уже 12 раз платиновый (12 млн. экз.). В 2000 году журнал Q поместил Led Zeppelin II на 37-е место в своем списке 100 самых лучших британских альбомов. В 2003 году журнал Rolling Stone поместил альбом на 75-е место в своем списке "500 лучших альбомов всех времен".

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЛИЯНИЯ

Коммерческий успех этого альбома принес с собой и обвинения в плагиате - известный блюзмен Уилли Диксон (Willie Dixon) утверждал, что текст "Whole Lotta Love" взят из его песни "You Need Love", записанной Мадди Уотерсом в 1962 году. В 1985 Диксон выиграл дело и получил авторские права на текст этой песни. Его авторство впервые стало указываться с тройного альбома How the West Was Won (2003). В Led Zeppelin II в песне "Bring It on Home" начало и концовка также взяты из одноименной песни Диксона.

"The Lemon Song" основана на песне "Killing Floor" - автор Howlin' Wolf (Chester Arthur Burnett). Цеппелины исполняли "Killing Floor" на концертах во времена выхода своего первого альбома.

"Heartbreaker" и "Living Loving Maid" настолько естественно перетекают одна в другую, что радиодиджеи (на независимых или классик-рок радиостанциях, которые до сих пор крутят такую музыку) часто крутят эти две песни подряд. Потому что слушатели, привыкшие к тому, что в конце первой начинается вторая, испытывают неприятное ощущение, если это обрывается.

 

Led Zeppelin III - третий альбом английской рок-группы Led Zeppelin, записывавшийся в период с января по июль 1970 г. и выпущенный фирмой Atlantic Records 5 октября 1970.

Начало альбому было положено в деревенской глуши графства Уэльс, в старинном доме XVIII века под названием Брон-Эр-Айр (Bron-Yr-Aur), что означает "золотой холм" на уэльсском. Дом действительно расположен на живописном холме, с которого открывается панорамный вид на долину реки Дайфи (Dyfi). Дом принадлежал священнику Джону Дейлу и был знаком Роберту Планту с детства, поскольку его семья часто приезжала сюда на летний отдых в 1950-х. В 1970 году после продолжительных и изнурительных гастролей по США, Плант предложил Пейджу отдохнуть подальше от суеты цивилизации в этом заброшенном месте, где даже не было водопровода и электричества. Они приехали в Bron-Yr-Aur не одни: с Плантом была жена Морин и 18-летняя дочка Кармен, с Пейджем - его подружка Шарлотта Мартин, плюс двое гастрольных техников Клайв Кулсон и Сэнди Макгрегор.


Как вспоминал Пейдж: "После сплошных гастролей, сопровождавших два первых альбома, и работы почти по 24 часа в сутки, нам удалось наконец, остановиться и сделать нормальный перерыв, не две недели как обычно, а два месяца. Мы решили, вместо мотельных номеров, на сей раз снять коттедж. Это явно сказалось на музыке, которую мы там написали... Тишина этого места задала тон всему альбому. Естественно, мы не грохотали там, как обычно, через штабеля 100-ваттных динамиков. Играли акустику, увлеклись классической гитарой. Жизнь в доме без электричества - самое время для акустической гитары... Если в дикой энергии второго альбома отразились тяжелые, сплошные гастроли, то здесь были совсем другие чувства...

До этого я не бывал в этом районе Уэльса. Чудесные деревенские просторы, панорамные виды... гитары заиграли там сами собой...

В Bron-Yr-Aur я впервые узнал Роберта ближе. Жить вместе в одном доме - это совсем не то, что жить в соседних номерах гостиницы. Эти песни увлекли нас в такие сферы, которые изменили нашу группу, и создали некий стандарт путешествий ради вдохновения...что еще может быть лучше для музыканта."

В Брон-Эр-Айр родилось немало песен, заполнивших не один альбом Led Zeppelin. На Led Zeppelin III пошли "Friends", "Bron-Y-Aur Stomp" и "That's the Way". Песни "Over the Hills and Far Away" и "The Crunge" вошли в пятый альбом Houses of the Holy (1973), "The Rover", "Bron-Yr-Aur" и "Down by the Seaside" попали в шестой альбом Physical Graffiti (1975), "Poor Tom" - в Coda (1982) и еще две вещи - "Another Way To Wales" и "I Wanna Be Her Man" - не записаны ни в одном официальном альбоме, их можно найти только на бутлегах.

Спустя годы, в 1994-м Роберт Плант, выступая в совместном проекте с Джимми Пейджем, сообщил публике, что примерно полчаса спустя, после того как они с Пейджем написали песню "That's the Way" ("Такова жизнь"), у Пейджа зачалась дочь Скарлет.

Приготовив материал для альбома, Пейдж с Плантом собрались с Бонэмом и Джонсом в другом глухом месте - в стареньком полуразваленном особняке Хэдли Грейндж (Headley Grange), что в графстве Ист-Хэмпшир. Это трехэтажное здание из серого камня служило в викторианскую эпоху богадельней для бедных, сирот и инвалидов, позже его выкупил один промышленник, сделал собственной резиденцией и назвал Headley Grange. Что было с хозяином дальше неизвестно, но в 1960-х-1970-х годах этот дом стал излюбленной площадкой для репетиций и записи именитых английских рок-групп и исполнителей, таких как Led Zeppelin, Bad Company, Fleetwood Mac, Genesis, Peter Frampton, Pretty Things, Ian Dury и Clover.

В этом заброшенном особняке, в расслабленной обстановке и деревенском окружении музыкантам нравилось играть гораздо больше, чем в обычных студиях. Альбом был записан за несколько сессий в мае-июне 1970 года в Headley Grange и в Olympic Studios в Лондоне. Потом немного доработан в июле в лондонской Basing Street Studios, и был в конце концов сведен в августе 1970-го в Ardent Studios в Мемфисе, штат Теннесси, где Led Zeppelin оказались на очередных - шестых по счету - американских гастролях. Альбом продюссировал Пейдж и инженеры Andy Johns и Terry Manning.

МУЗЫКА

В Led Zeppelin III группа сильно отклонилась от взятого в первых двух альбомах курса на хард-рок, переключившись на фолк-рок, электрик фолк и акустическое звучание. Все это звучало в небольших дозах на предыдущих альбомах, но здесь стало основным стилем, который сыграет большую роль и во всех последующих работах группы. Такой поворот привлек к Led Zeppelin множество поклонников "прогрессивного рока", которые до этого никогда бы не стали слушать блюзовый и рок репертуар группы. С альбомом Led Zeppelin III изменилась и традиция написания песен в группе. Если на первых двух альбомах доминировал Пейдж, то с Led Zeppelin III все четверо членов группы стали вносить свои идеи и композиции.

Две вещи с альбома стали неотъемлемым атрибутом всех концертов Led Zeppelin - это "Immigrant Song" ("Песня иммигранта") и "Since I've Been Loving You" ("С тех пор как я полюбил тебя"). "Immigrant Song" - песня о вторжении и поселении в Англии викингов-норвежцев в стародавние времена была навеяна недавними концертами Led Zeppelin в Исландии. "Since I've Been Loving You" - один из величайших блюзов Led Zeppelin, написанный в до-миноре и сердечно исполненный всеми четырьмя музыкантами, стал гвоздем программы в выступлениях с 1971 по 1973 год, сменив на этом месте другой медленный блюз "I Can't Quit You Baby" (c первого альбома).

"Gallows Pole" - "Висельный столб" - аранжировка старинной народной песни о девушке-служанке, которую за что-то собираются повесить, а она все ждет, что придет кто-нибудь из ее близких и принесет выкуп за нее. В песне последовательно приходят ее родные, которые один за другим разочаровывают ее, не принося золота-серебра для выкупа, но прийдя увидеть ее вздернутой на виселице. В конце концов, приходит ее возлюбленный, который выкупает ее за золото.

"Hats Off to (Roy) Harper" ("Снимите шляпы перед Роем Харпером") - песня, утверждающая корни Led Zeppelin в акустической музыке и воздающая дань почестей их современнику - фолк-певцу, композитору и гитаристу Рою Харперу. Харпер, отличавшийся уникальной виртуозностью игры на акустической гитаре и повлиявший на многих знаменитостей своего времени: Планта и Пейджа, Яна Андерсона из Jethro Tull и Pink Floyd, долго при этом незаслуженно игнорировался звукозаписывающей индустрией. Это именно Роя Харпера Пинк Флойд пригласили спеть знаменитую песню "Добро пожаловать в машину!" - Have A Cigar (1975) - камень в огород шоу-бизнеса, равнодушного к некоммерческому искусству. По этой же причине Led Zeppelin посвятили ему песню, выражая восхищение его верностью принципам и несгибаемостью под давлением коммерческих требований со стороны издательских фирм. В свою очередь, Рой Харпер, из уважения к Led Zeppelin часто посещал их концерты в 1970-х годах.

ВЫХОД В СВЕТ

Led Zeppelin III был одним из самых долгожданных альбомов 1970 года, предварительные заказы на него в США достигали цифры в миллион экземпляров. Его выход предварялся рекламой во всю страницу журнала Melody Maker, которая гласила просто: "Спасибо за то, что вы сделали нас группой номер один в мире".

Однако расширение Led Zeppelin своих музыкальных границ вызвало противоречивые отклики. Одни критики набросились на более тяжелые песни альбома, обозвав их безмозглым шумом, другие назвали акустический материал альбома подражанием фолк-группе Crosby, Stills, Nash & Young (ничего похожего, если кто не слышал эту группу).

Пейдж назвал это сравнение неуместным и сказал, что "когда альбом Led Zeppelin III вышел в свет, Crosby, Stills and Nash только сформировались. Непонятно почему вдруг все заорали: Led Zeppelin стал акустическим! О Боже, где ваши уши? У нас было три акустических песни на первом альбоме и две - на втором."

Пейдж говорил также, что негативная оценка Led Zeppelin III прессой так угнетала его, что он не давал интервью 18 месяцев после выпуска альбома. По этой же причине, они выпустили следующий альбом без всякого заголовка и вообще без всяких надписей на нем.

Публикой Led Zeppelin III был встречен более, чем горячо - альбом стал хитом №1 по обе стороны Атлантики и пробыл там безвылазно четыре недели в США и три недели в Соединенном Королевстве. Позже популярность его снизилась, возможно под влиянием негативной прессы, возможно по причине смены группой направления.

Как говорил Плант: "Led Zeppelin III не был бестселлером потому что публика оглянулась и озадачилась: "Это не то, что мы ожидали. А где же "Whole Lotta Love" Часть Вторая?" Они хотели что-нибудь типа Параноида Black Sabbath! А мы хотели поиграть акустику, это позволяет нам быть динамичными, и в такой вещи, как "Gallows Pole" не меньше силы, чем в "Whole Lotta Love"."

Впрочем, со временем репутация Led Zeppelin III сильно возросла, как и его продажи: если в 1970-м он был в США золотым (500 000 экз.), то к 1990-му стал дважды платиновым (2 млн. экз.), а в 1999-м - шесть раз платиновым. Журнал Q поместил его в 2004 г. на 9-е место в списке 50 лучших британских альбомов всех времен.

ОБЛОЖКА

Первое издание Led Zeppelin III вышло в конверте с разворотом с оригинальной конструкцией, придуманной Закроном (Zacron) - мультимедийным художником, с которым Джимми Пейдж познакомился еще в 1963 году, когда Закрон был студентом Кингстонского колледжа искусств. К 1970-м годам Закрон оставил читать лекции в Лидском политехническом институте и открыл собственную Zacron Studios, когда в 1970 году Пейдж попросил его создать обложку для третьего альбома Led Zeppelin.

Лицевая сторона и внутренний разворот представляют собой коллаж из случайных, на первый взгляд, образов на белом фоне, многие из которых тематически связаны с полетами или авиацией. Это и птицы, и всевозможные летающие объекты, начиная дирижаблями и кончая каким-то стулом с крыльями. Внутри лицевой стороны конверта помещен вращающийся картонный диск также разрисованный многочисленными образами, в том числе фотографиями членов группы. При вращении диска эти образы появляются в круглых отверстиях, проделанных в лицевой стороне конверта. Такую обложку невозможно сделать для кассеты или компакт-диска, хотя в Японии и Британии выходили очень ограниченным тиражом и очень дорогие копии оригинальной обложки на CD.

Хотя идею вращающегося круга для обложки изначально придумал Джимми Пейдж, Закрон с 1965 года занимался дизайном вращающейся графики. Позже Закрон утверждал, что Пейджу понравился конечный результат, однако сам Пейдж признался как-то в интервью, что был разочарован: "По-моему, это выглядело слишком по-тинейджерски. Но у нас уже поджимали сроки с выходом альбома, так что не оставалось времени что-то радикально изменить. Там были какие-то глупые вещи - початки кукурузы и прочая ерунда."

На первых штамповках, вышедших ограниченным тиражом, с красными-коричнево-малиновыми ярлыками на пластинке, на выводной канавке выдавлено:
- на первой стороне: Do what thou wilt
- на второй стороне: So mote it be

Эти фразы вывел на ацетатном экземпляре инженер Терри Маннинг, вероятно по просьбе Джимми Пэйджа, всем известного поклонника Алистера Кроули. "Do what thou wilt" - коренной принцип кроулевской философии Телемы - переводится как "Делай, что ты изволишь".

Данный принцип использовали в британском клубе для аристократов, который назывался "Hellfire Club" (Клуб Адского пламени) и был создан в Великобритании в середине XVIII века сэром Фрэнсисом Дашвудом. Этот эсквайр написал девиз "Do what thou wilt" на воротах своего дома в Мэдменхеме (графство Букингемшир).

"So mote it be", (где "mote" - старинное англо-саксонское слово) можно перевести, как "So may it be". Но в масонской терминологии оно несет в себе смысл, подобный старинному слову "Amen" - Аминь, т.е. "Да будет воля Божия".

Пластинки этой штамповки являются коллекционной редкостью и ценятся очень дорого.

САМЫЙ ПЕРВЫЙ ПРЕСС:

На первом прессе на ярлыках:
1) каталоговый номер написан 2401002, потом стали писать через дефис: 2401-002
2) сразу под заголовком Led Zeppelin III указано:
Produced by Jimmy Page
Executive Producer: Peter Grant
На последующих изданиях - Пейджа сместили в нижнюю часть ярлыка, а Гранта вообще убрали.
3) под списком песен написано: Warner Bros Music Ltd. На последующих изданиях писали без Ltd.
Надписи Do what thou wilt и So mote it be на выводных канавках и красно-малиновые ярлыки были также на втором прессе.

Новости

2018-08-01
Радиоспектакли на виниле. Смотрите видео об этом

Радиоспектакли на пластинках-прекрасная возможность нагнать упущенное и прослушать-таки прем


2018-04-13
Новый сюжет о польских пластинках.

Неподъёмная тема польских пластинок. Мы в очередной раз залезли в фонд ЛОУНБ. Предупреждаем


2018-02-15
Из архивов ЛОУНБ

Среди 10000 пластинок сотрудники музыкально-нотного отдела разыскали экземпляры с автографами


2017-11-21
Eurodance mix - наше новое видео

  Исполнители, чьи хиты в 80-90х звучали наперебой отовсюду и везде, героически соб


2017-11-08
Появился Instagram!

Заходите в наш Instagram @kvartiravinila. Там мы выкладываем фотографии со съёмок наших сюже


Статьи

2018-08-01
Винил Khruangbin - Con Todo el Mundo

  Распечатали пластинку Khruangbin - Con Todo el Mundo. Отлично сделана, плотный ко


2017-11-08
Классика: чёрный винил

Мы встретили концептуальную коллекцию построенную на довольно жёстких принципах отбора винила. Вс


2017-05-30
Bang & Olufsen использует беспроводные наушники, для создания... пива

Кароче, без всяких угадаек. Bang & Olufsen суёт свои наушники и пиво, чтобы получалось M


2017-04-19
Как у Стивена Кинга

  Чем страшнее обложка, тем интереснее книжка. Так мы рассуждаем, стоя перед стойко


2017-04-07
Отмечаем 50-летие Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Юбилейное издание будет содержать 6 CD и две виниловые пластинки. Альбом будет заново смикширован


Яндекс.Метрика